Древний храм на огненном рубеже

Фото: i-podmoskovie.ru

На берегу реки Нары, на юго-западной границе Московской области, расположилось село Каменское, украшенное древней Никольской церковью. Здесь в октябре-декабре 1941 г. разыгрались жесточайшие бои в ходе Московской битвы. Ранее, в 1812 г. в окрестностях Каменского армия Кутузова сражалась с французами. Эти грозные события происходили в непосредственной близости от храма – древнейшего на Московской земле.

Небольшой одноглавый бесстолпный храм с тремя апсидами сложен из белого камня. В плане церковь имеет редкую для русского зодчества форму вписанного в квадрат равноконечного креста с короткими ветвями. Ветви креста перекрываются наклонными арками параболического очертания, которые опираются на угловые выступы – пилоны. Над арками возвышается конический свод, служащий основанием для завершающего храм светового барабана с восемью высокими окнами-щелями.

Никольский храм

Своды Никольского храма

Последние полвека Никольская церковь находилась в центре внимания реставраторов, архитекторов, археологов, историков, исследования которых позволили восстановить первоначальный облик храма 1 . Но ответ на вопрос о времени его сооружения удалось получить лишь в начале XXI века. В результате комплексных исследований была получена достаточно точная дата стоительства церкви – 1309—1312 гг. 2

Храм великих князей московских

В правление благоверного князя Даниила Московского (1276— 1303 гг.) и его сыновей Юрия (1303—1325 гг.) и Ивана Калиты (1325—1340 гг.) юго-западная граница Московского княжества проходила по Наре. Это была граница между Московским и Верховскими княжествами, которые в это время находились под влиянием Великого княжества Литовского. С севера располагался Можайск, с юга – Серпухов, а Каменское было единственной крепостью между ними, которая преграждала путь на Москву и Тверь.

Каменское являлось важнейшей составляющей оборонительной системы на юго-западе Московского княжества. На мысу, образованном впадением речки Каменки в Нару сохранилось городище в виде треугольника со сторонами около 300 м.

Благодаря столь важному значению Каменского здесь был построен каменный храм, которому приходилось выполнять и оборонительные функции. Так как он защищал ещё и русско-ордынскую границу, этот храм мог быть построен в счёт уплаты ордынской дани. В таком случае, это был единственный общерусский храм, совместно построенный несколькими княжествами Северо-Восточной Руси. Тверь и Москва могли согласиться строить совместно храм (напомним, что ярлык на великое княжение был выдан Твери, а сам храм строился во владениях Москвы) только тогда, когда между ними был мир, т.е. между 1308 г. и 1315 г. При этом надо учесть, что в 1312 г. умер хан Тохта и воцарился Узбек, которому первое время было не до укрепления внешних границ. Отсюда следует датировка Никольской церкви: 1309—1312 гг. 3

Реконструкция первоначального облика храма. Автор — Б.Л. Альтшуллер

Первое упоминание о Каменском содержится в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты в 1328 г. (другие датировки – 1336 г., 1339 г.), в которой он передаёт село в наследство сыну Ивану. Затем Каменское упоминается в духовных грамотах великих князей Ивана Ивановича (1356 г.) и Дмитрия Донского (1389 г.) 4 . В таких документах термин «село» применялся только поселению, в котором стояла церковь. Да и само название села указывало на то, что в нём был либо каменный храм, либо каменоломня. Старая каменоломня как раз есть в соседней деревне Рыжково.

Кто из московских князей построил церковь в Каменском? Вероятнее всего, это был князь Иван Даниилович. Во-первых, в 1303—1325 гг. он неоднократно замещал в Москве старшего брата Юрия во время его пребывания в Золотой Орде и Новгороде. Во-вторых, под влиянием митрополита Киевского и всея Руси Петра, Иван Калита стал крупным храмоздателем.

Печать Ивана Калиты

Заметим, что первый каменный храм в стольном граде Москве Успенский собор был только в 1326 г., т.е. позже, чем каменные храмы на границе княжества. Московские князья в тяжёлых условиях ордынского ига направляли свои усилия, прежде всего, на укрепление пограничных крепостей и упрочение своего влияния в присоединенных городах (строительство крепости с Предтеченской церковью на Городище в Коломне в 1307—1308 гг. и нижнего храма Старо-Никольского собора в Можайске в 1304—1305 гг.).

Новейшие исследования обнаружили 16 храмов, которые можно отнести к концу XIII—началу XIV в. (кроме вышеупомянутых, это – храм Рождества Богородицы в Городне близ Твери, 1309—1315 гг.). Все они построены с применением сходной техники: поверхность белокаменных блоков кладки не обработана, а элементы декора (порталы, цоколи) изготовлены из гладкотесанных деталей. Таким образом, в истории архитектуры Северо-Восточной Руси существовала целая эпоха. Она была обусловлена экономическим упадком Руси после нашествия Батыя, преодолению которого мешали тяжёлая дань, непрекращающиеся набеги Орды и княжеские усобицы. Приходилось экономить на всём, и, прежде всего, на обтёске камня.

Однако упадка зодчества в XIII—XIV вв. не произошло. Высокий уровень мастерства зодчих демонстрирует и создание конических переходов от арок к световым барабанам в церквях Каменского, Городни и Можайска. Такое оригинальное конструктивное решение формировало устремлённый вверх внутренний объём храма, придавало ему идеальные акустические свойства. Кроме того, конический переход сужал и, следовательно, облегчал световой барабан, что повышало прочность храма.

Эта архитектурная эпоха закончилась в конце XIV в., когда стали появляться храмы, сложенные из гладко обработанных камней.

В XV—XVI вв. Каменское и утратило своё значение пограничной крепости, но село по-прежнему оставалось великокняжеским. Этот первый период в истории Никольской церкви длился три столетия, пока на Москве правил род Ивана Калиты.

Храм Архангельского собора Кремля

В марте 1599 г. Архангельский собор Московского кремля по завещанию умершего царя Федора Ивановича получил в вотчину село Каменское с церковью, деревнями и пустошами, находившиеся в Тереховской волости Боровского уезда. Об этом же говорит и жалованная грамота царя Бориса Годунова, данная Архангельскому собору 20 июня 1601 г., которая затем была подтверждена в 1607, 1613 и 1623 гг. 5

В Боровский уезд, в котором находилось Каменское, был сильно разорён. Жители бежали из родных мест сёла и деревни опустели, многие храмы были разграблены, сожжены и разрушены. Среди запустевших храмов оказалась и Никольская церков. В дозорной книге Боровского уезда (1613 г.) написано, что в селе Каменском «... храм великого Чудотворца Николая камен ветх...». А в писцовой книге Боровского уезда (1629 г.) сказано: «В селе Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит пуст обвалился... Двор поповский пуст...» 6 . Разорение было столь сильным, что в храме в течение нескольких десятилетий некому было служить.

В тяжёлые времена на Руси всегда начинали с восстановления храмов, и жизнь народа с Божией помощью возрождалась. После восстановления Никольская церковь была «освящена в 1649 году октября 1 дня при царе Алексие Михайловиче и при патриархе Иосифе», о чём свидетельствовала надпись на древнем антиминсе, найденном в 1879 г. при замене старого престола на новый.

Спустя столетие село Каменское и близлежащие деревни разрослись, и небольшой древний храм уже не мог вместить всех прихожан. Поэтому, в XVIII в. в нём «... был устроен придел во имя мученика Уара тщанием московского купца Бобылева при пособиях приходских людей». Антиминс в этом приделе был «священнодействован ... митрополитом Московским Платоном ... в 1763 году». Понятно, почему придел был посвящен именно этому святому – в Архангельском соборе тоже есть придел мученика Уара. Кроме того, из кирпича была построена обширная трапезная и высокая трёхъярусная колокольня. Тогда же было изменено завершение храма: вместо покрытия по кокошникам сделана четырёхскатная кровля, переложены завершения стен четверика, а над каменным световым барабаном главой надстроен восьмигранный кирпичный фонарь с луковичной главкой.

Никольский храм в XIX в.

Сохранилось подробное описание Никольской церкви в Каменском, сделанное в июле 1803 г. Оно свидетельствует о ее великолепном украшении – величественный центральный иконостас был покрыт зелёной краской и местами позолочен, иконы украшены драгоценными окладами и венцами. Среди церкви было повешено большое медное литое паникандило. В придельной церкви мученика Уара был трёхъярусный резной иконостас голубого цвета, местами позолоченный, иконы также имели драгоценные оклады, в церкви было медное посеребренное паникадило. На колокольне было пять медных колоколов, самый большой из которых весил тонну.

В 1764 г. во время секуляризации Каменское перестало быть вотчиной Архангельского собора и перешло в ведомство Государственной коллегии экономии. С 1776 г. Боровский уезд с Каменским вошёл в Калужское наместничество, а соседний Верейский уезд остался в Московской губернии.

Храм Боровского благочиния Калужской епархии

Во время Отечественной войны 1812 г. Каменское оказалось в центре событий. После Бородинского сражения М.И. Кутузов решил отступить и отдать Москву, чтобы сохранить армию. Фельдмаршал перешёл на Новую Калужскую (ныне Киевскую) дорогу, остановился в деревне Наре. 4 сентября армия Кутузова прошла через Москву, вышла из неё по Рязанскому тракту и, сделав поворот направо, двинулась вдоль реки Пахры вверх по её течению через Подольск к селу Красная Пахра на Старой Калужской дороге. Меньшая часть армии 7 сентября осталась в Красной Пахре, а главные силы её расположились в укрепленном военном лагере на реке Наре в селе Тарутино.

Наполеон ушел из горящей Москвы по Старой Калужской дороге 7 октября, и в этот же день остановился на ночлег в селе Троицкое (ныне – Троицк). Отсюда он повернул направо вдоль Пахры, вышел на Новую Калужскую дорогу у Бекасово и 9 октября прибыл в село Фоминское (нынешний Наро-Фоминск). В ближайшие дни здесь сосредоточилась и вся французская армия. За этими перемещениями пристально следили партизанские отряды генерала И.С. Дорохова, капитанов А.Н. Сеславина и А.С. Фигнера, находившиеся на левом берегу Нары. Один из постов казаков Дорохова находился в селе Каменском.

В своих рапортах Дорохов сообщал Кутузову о появлении французов на Новой Калужской дороге и о стычках с ними: «... Полковник князь Вадбольский, будучи извещён о отряде французской кавалерии, следовавшей в числе 500 человек к селу Каменскому, атаковал оных (5 октября) с кавалериею и, невзирая на отчаянное сопротивление неприятеля, разбил его, положил на месте более 100 человек и взял в плен 4 офицера и 32 человека нижних чинов» 7 . Точнее, победу над врагом одержали каменские партизаны вместе с отрядом Вадбольского.

Художник Дж. Доу. Портрет князя И.М. Вадбольского

Отряд партизан, действовавший в Каменском, состоял из 2 тысяч конных и пеших крестьян. Пятьсот французов, привлечённых богатством села, вошли в Каменское. Жители встретили их с хлебом-солью и спросили, что им нужно. Поляки, служившие переводчиками, потребовали вина. Староста отворил им погреба и предложил французам поесть. Оголодавшие галлы не замедлили пить и есть. Проведя день в удовольствии, они расположились спать. В ночной темноте крестьяне отобрали у них ружья, увели лошадей и, закричав «ура!», напали на сонных и полутрезвых неприятелей, дрались целые сутки и, потеряв сами 30 человек, побили их сто, а остальных 400 отвели в Калугу 8 .

Конный ополченец Калужской губернии

11 октября вооруженные крестьяне в Каменском прогнали неприятельских фуражиров, убив одного офицера и шесть рядовых. Была боевая стычка и у деревни Слизнево. Партизанский отряд капитана Сеславина из эскадрона гусар и 250 казаков успешно атаковал французский транспорт, сопровождаемый четырьмя кавалерийскими полками и двумя батальонами пехоты с восемью орудиями.

Отступающие войска Наполеона грабили жителей, разоряли и жгли церкви. В Боровском уезде были разорены церкви в Котове, Комлеве, Красном, Уваровском, Тимашеве, Федотове, а в Савьялове, Русине и Тарутино церкви были сожжены. Каменское, на защиту которого встал партизанский отряд и казаки Дорохова, пострадало меньше. Защитники села не дали разграбить Никольскую церковь; в самом селе из 300 дворов сгорело 20.

В начале XIX в. Никольская церковь была самой большой в округе. С 1802 г. по 1808 г. её настоятель, священник Сергий Федоров, был благочинным церквей Боровского уезда. Более 40 лет своей жизни, (с 1788 по 1830 гг.) отдал он служению Богу в Никольской церкви. До середины XIX в. в штате Никольской церкви состояли два священника, дьякон, два дьячка и два пономаря, а во второй половине XIX в. – священник, дьякон, дьячок и пономарь. В приход церкви входили село Каменское, деревни Клово, Мельниково, Курапово, Рыжково, Чичково, а также сельцо Романово с недействующей часовней – около трёх тысяч прихожан 9 .

Настоятелем Никольской церкви в Каменском с 1889 г. был священник Григорий Александрович Волхонский (1867—1913). Он был разносторонне развитым человеком. В «Калужских епархиальных ведомостях» публиковались его рассказы, стихи, проповедь. Много внимания уделял он не только церковной службе, но и строительству, обучению детей, медицине. В Каменском еще в 1852 г. было открыто земское училище. По инициативе о. Григория прихожане Никольской церкви подали в 1895 г. Боровскую земскую управу ходатайство об открытии фельдшерского пункта. В начале XX века фельдшерский пункт был построен (ныне – областная психоневрологическая больница).

Век великих потрясений

После о. Григория Волхонского настоятелем Никольской церкви в Каменском стал священник Евстафий Павлович Сокольский. Он родился 20 февраля 1874 г. в селе Рождество на Шани Медынского уезда Калужской губернии в семье диакона. В 1895 г. окончил Калужскую семинарию, после чего год проработал учителем Грибовской церковно-приходской школы.

14 ноября 1896 г. в Богоявленской церкви Калуги состоялось бракосочетание Евстафия Сокольского с дочерью настоятеля этой церкви, о. Александра Григорьевича Волхонского, Ольгой, выпускницей Калужского женского епархиального училища. Через 10 дней после венчания, о. Александр Волхонский умер, и на его место в Богоявленскую церковь был переведен из Каменского его сын, о. Григорий. А 15 декабря 1896 г. Евстафий Сокольский был рукоположен в священника к Никольской церкви в Каменском.

Свадебная фотография Евстафия и Ольги Сокольских. 1896 г.

Молодому, 22-летнему священнику достался большой приход. Дел было невпроворот, и ему помогало всё село. В 1900 г. на церковные средства к северу от церкви, за оградой, были построены дом священника и дом диакона, окружённые большим садом. Дом псаломщика был построен на юго-восток от церкви, ближе к реке. Четвёртый дом приход сдавал под земское училище.

Служил о. Евстафий ревностно; организовал хороший церковный хор. Пели антифонно на два клироса, в каждом из которых было по восемь певчих. Внутри церковь имела богатое убранство, как в московских храмах. Всё это привлекало прихожан. Когда колокола звонили к службе, со всех деревень съезжались повозки. Церковь была переполнена; люди молились с усердием, трепетом и благоговением. Многие из них сохранили память о службах на всю свою жизнь.

По большим праздникам о. Евстафий ходил с иконами по домам. За требы о. Естафий никогда денег не просил, а на вопрос «Сколько денег дать на требы?» – отвечал: «Сколько можете дать».

На Рождество Христово о. Евстафий устраивал в своём доме ёлку для всех детей села, и каждому дарил подарок. При Никольской церкви работали три школы: в Романове обучалось 28 мальчиков и 12 девочек, в Клове – 40 мальчиков и 20 девочек, в земском училище в Каменском – 50 мальчиков и 25 девочек.

Семья о. Евстафия была большая и очень дружная; все заботились друг о друге. О. Евстафий был выше среднего роста, волосы русые с седыми прядями, борода полукруглая. Матушка Ольга была небольшого роста, полная. На неё легли заботы о детях – дочери Людмила, Татиана, Ольга, Мария, Антонина, Евгения и сын Димитрий. Одна из дочерей серьёзно болела, да и сама матушка часто хворала.

Батюшка общительный, приветливый, культурный человек. На доброту о. Евстафия откликались и прихожане, помогая ему кто чем может: кто поёт на клиросе, кто алтарничает, кто убирает в храме, кто звонит в колокола, кто помогает в подсобном хозяйстве, кто топит печи в подвале под трапезной и зажигает лампадки.

Внезапно тяжёлые испытания обрушились на Россию. В 1914 г. началась Первая мировая война; в 1917 г. произошла революция, потом началась Гражданская война. Потоки страданий и крови захлестнули Россию. Начались гонения на Русскую Православную Церковь. О. Евстафий продолжал столь же ревностно служить Богу, понимая, что его за это арестуют. Беседуя с учителем Н.С. Протасовым, он говорил: «Ну, Николай Семёнович, наверное, меня скоро арестуют». Тот ему ответил: «За что, вы же ничего плохого не сделали?» А батюшка сказал: «Я чувствую, что за мной скоро приедут». И у него были серьёзные основания так говорить.

В 1924 г. в Каменскую школу прислали новую учительницу Марию Николаевну. Старожилы не запомнили ни её фамилии, ни преподаваемого ею предмета, а запомнили главную цель её работы: она организовала сначала пионерскую организацию, а в 1926 г. – комсомольскую. В 1928 г. в Каменском было уже 60 комсомольцев. Комсомольцы проводили антирелигиозную пропаганду и агитировали селян вступать в колхоз.

Стоит ли удивляться тому, что именно в это время, 1 декабря 1927 г., о. Евстафия арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму, предъявив обвинение «в произнесении антисоветских проповедей и распространении среди крестьян воззвания монархического содержания». Но следователи не смогли найти каких-либо доказательств виновности священника, и были вынуждены отпустить его на свободу 29 февраля 1928 г.

В 1930-е гг. годы преследования ужесточились. Во вновь образованном Наро-Фоминском районе, в который вошло Каменское, закрывали церкви, арестовывали священников, монахинь. Колокола к службе не звонили, а богослужения в церкви проходили украдкой, полузакрыто. У церкви отобрали пономарский дом, а проживающего в нём диакона с семьёй выселили. В былые годы приход оказывал большую благотворительную помощь нуждающимся, и в голодный 1932-й год церковь помогала людям, чем могла. Например, женщины из Чичково приходили в Никольскую церковь собирать милостыню, а прихожане кормили их в сторожке. В свою очередь, и селяне помогали семье батюшки, когда в этом была нужда. Денег колхозникам не платили, но они их берегли, чтобы дать батюшке. А если денег не было, так давали яйца, молоко...

С каждым годом сгущались тучи над головой о. Евстафия и над Никольской церковью в Каменском. В 1936 г. с колокольни сбросили с колокола. Случилось это в год 40-летнего служения Богу о. Евстафия в этом храме. Трудно даже представить себе, как он переживал, глядя на всё вокруг происходящее.

27 января 1938 г. из Наро-Фоминска приехали сотрудники НКВД, арестовали о. Евстафия и посадили под охрану солдат в погреб в Каменском. Отобрали у него верхнюю одежду и не кормили. На следствии о. Евстафий не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности и не согласился подписать протокол. Несколько дней продержали о. Евстафия в погребе. Селяне очень жалели батюшку, сильно переживали и плакали о нём. Татьяна Николаевна Крусмельдер, дочь учителя Н.С. Протасова, тайком носила еду о. Евстафию в погреб. От холода и тяжких условий пребывания в погребе священник заболел и был едва жив. Внезапно за ним приехали несколько человек, посадили в сани и увезли в Москву, в Таганскую тюрьму. Там 11 февраля 1938 г. тройка при УНКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за «распространение гнусной клеветы против советской власти». Невинный священник был расстрелян 17 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне. Всю семью о. Евстафия куда-то увезли из Каменского 10 .

Священномученик Евстафий Сокольский. Тюремная фотография

Осиротел приход, лишившись своего духовного отца. Но Бог не оставил сирот одних. Крестить детей ездили в ближайшую церковь, в село Иклинское. Из Иклинского приезжал в Никольскую церковь отпевать умерших и служить панихиды иеромонах Амвросий (Иванов) (1879—1978), ученик оптинских старцев, впоследствии – схиархимандрит, известный калужский старец 11 .

Село Каменское в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны Наро-Фоминская земля вновь оказалась под ударом. В середине октября 1941 г. немецко-фашистские войска были уже у Боровска, совсем рядом с Каменским.

На защиту Боровска были срочно брошены 4-я и 5-я дивизии народного ополчения, сформированные в Куйбышевском и Фрунзенском районах Москвы. Прибывшие на фронт 4-я и 5-я дивизии ополчения были переименованы в 110-ю и 113-ю стрелковые дивизии. 113-я дивизия сосредоточилась в Боровске и вместе с соседней 110-й дивизией почти три дня отбивала атаки противника. Однако сказалось отсутствие опыта и военной техники – 15 октября Боровск был взят немцами.

Неся большие потери, ополченцы отступали к Наре. 110-й дивизии чудом удалось избежать полного уничтожения и оторваться от противника; 21 октября штаб с остатками дивизии перешёл на восточный берег Нары у Каменского. Но преследовавшим дивизию немцам удалось без боя занять восточный берег Нары в районе Горчухино – Атепцево – Слизнево. Обескровленная, но упорно сопротивляющаяся 113-я дивизия вышла к Наре 23 октября у деревень Романово и Рыжково.

Нужно было срочно перекрыть ведущее к Москве Киевское шоссе. Для решения этой задачи была сформирована 33-я армия, в состав которой вошли все сражавшиеся здесь соединения, включая 110-ю и 113-ю дивизии. Командующим армией был назначен генерал-лейтенант М.Г. Ефремов. Положение 33-й армии было очень тяжёлым. В дивизиях ополченцев, имевших при формировании по 5—6 тысяч бойцов, осталось 2 сотни (110-я дивизия) и 4 сотни (113-я дивизия) бойцов. К тому же дивизии не имели сплошного фронта: промежутки между ними составляли несколько километров.

Генерал Ефремов принял решение создать сплошной рубеж обороны. 110-й дивизии было приказано перейти к обороне рубежа Горчухино – Атепцево – Слизнево – Чичково, а 113-й дивизии – Чичково – Каменское – Клово – Рыжково. Это решение позволило остановить продвижение противника к Москве на наро-фоминском направлении. В октябре-ноябре 1941 г. немцы, несмотря на превосходство в силах и средствах, так и не смогли выйти на восточный берег Нары, за исключением участка Атепцево – Слизнево (21—22 октября).

Генерал М.Г. Ефремов

В боевые части прибывало пополнение; весь ноябрь велись интенсивные работы по укреплению рубежа обороны. Опорным пунктом обороны 113-й дивизии стало Каменское. В подвале Никольской церкви располагался командный пункт 1290-го полка, на колокольне был наблюдательный пункт. Недалеко от церкви, в здании школы размещался медпункт полка. Все сельские строения (подвалы, погреба) были приспособлены для обороны. Вокруг села были вырыты окопы и пулемётные гнёзда. На опушке леса восточнее села находились огневые позиции дивизиона артиллерийского полка дивизии.

1 декабря 1941 г. началось немецкое наступление. Доклад командира 113-й дивизии полковника Константина Ивановича Миронова Военному совету 33-й армии позволяет увидеть весь драматизм происходивших событий:

«1 декабря. В 8.00 после усиленной артиллерийской и минометной подготовки противник, поддержанный танками, перешел в наступление на Мельниково, и до 12.00 все попытки противника вклиниться в расположение обороны дивизии были отбиты.

В 12.00 перед фронтом 1292-го полка в районе Мельниково сосредоточились 11 танков противника, которые открыли ураганный огонь по Мельниково, Клово, Каменское, поджигая их. Попытки танков противника переправиться через реку у Мельниково были отбиты. Противник, взяв подбитые танки на буксир, скрылся в лесу юго-западнее Мельниково. Одновременно противник начал обработку переднего края миномётным и артогнем.

Огнём 37-мм пушек было подбито два танка и один танк был подбит командиром отделения 7 роты 1292 полка Зыковым, находившимся в боевом охранении. <…>

В 12.00 с участка 110-й дивизии в район безымянной высоты севернее Каменского повели наступление не менее 20 танков противника с пехотой. Несмотря на то, что противник зашёл с тыла 6й роты 1290 полка, 3-й батальон упорно сопротивлялся. В результате перевеса противника в технике, 6-я рота была смята, танки противника ворвались в Каменское, потеряв 3 танка подбитыми истребителями, и 4 танка были подбиты противотанковой артиллерией. В 14.00 окончательно потеряна связь с 1290 полком, и данных от него не поступало.

<…> В районе больницы (Каменское) противник силой до двух рот переправился через реку и захватил больницу, но был отброшен в исходное положение контратакой правофланговых подразделений с большими для него потерями. Танки и пехота противника окружили командный пункт 1290 полка и разгромили его. Командир полка полковник Васенин, раненный в руку, взят в плен; комиссар полка старший политрук Демичев, раненный в ногу, укрылся в землянке, 4 дня пролежал в блиндаже на участке полка, временно занятом противником, выдавая себя за мертвого. По занятию нашими частями Каменского он был эвакуирован 5.12.41 г. Начальник штаба полка старший лейтенант Молчанов был убит при упорном сопротивлении противнику.

Батальоны 1290 полка сопротивлялись до наступления темноты, после чего остатки полка отдельными группами проникали через расположение противника и сосредотачивались в Плаксино, откуда направлялись на усиление 1292 полка, где 2.12.41 г. вели бой за Клово.

Одиночным танкам с пехотой противника удалось прорваться на правый фланг 5-й роты 1292 полка и потеснить её к Клово. Одновременно группа противника силой до роты с автоматчиками проникла на опушку леса севернее Клово и к 16.00 овладела Клово. В течение ночи вёлся упорный бой за Клово, которая переходила из рук в руки. К рассвету 2.12.41 г. противник, получив подкрепление и 3 бронемашины, опять овладел Клово. <…>

2 декабря. К 10.00 прибыл сводный полк 43-й армии в мое распоряжение и получил задачу: развернувшись на линии боевых порядков 1292 полка, западнее Плаксино, овладеть Клово и Каменским. К исходу дня ближайшая задача была выполнена при содействии 2-го батальона 1290 полка, находившегося в распоряжении командира 1292 полка. <…>

3 декабря. С утра пехота противника, поддержанная танками, артиллерией и миномётами, перешла в наступление от Каменского на Клово и, отбросив подразделения сводного полка, в 17.00 заняла Клово. Подразделения сводного полка начали в беспорядке отход, переходящий в бегство с поля боя. Командир сводного отряда майор Ермоленко потерял управление подразделениями. Для задержания бегущих был выставлен заградотряд на линии Плаксино – Рыжково. Задержанные формировались в отдельные команды, для руководства которыми были выделены 10 лучших командиров из курсов младшего комсостава.

Сформированная таким образом группа силою до роты была отправлена на передовую линию, подчинена командиру 1292 полка и заняла оборону в 1 км западнее Плаксино. Отход сводного полка отразился на положении 1292 полка, который под натиском превосходящих сил пехоты противника, усиленной 10 танками, отошёл, оставив Клово, и занял оборону в полкилометре юго-западнее Серговки. <…>

4 декабря. В 12.00 разведкой было установлено, что противник отходит мелкими группами на Клово и Каменское. 1292-му полку было приказано овладеть Клово. Приказ был выполнен, противник бежал из Клово, бросая оружие.

После этого командиру сводного полка было приказано к утру 5 декабря 1941 г. овладеть Каменским, но эта задача была выполнена 4 декабря разведгруппами, высланными сводным полком, так как противник оставил в Каменском только мелкие группы, которые серьёзного сопротивления не оказали.

1288 полк продолжал удерживать прежний участок обороны.

5 декабря. К утру было восстановлено прежнее положение дивизии по восточному берегу реки Нара: Чичково – изгиб реки 1 км юго-восточнее Рыжково. Части дивизии укреплялись на занятых рубежах и приводили себя в порядок».

К 6 декабря генеральное наступление гитлеровцев выдохлось, а наши войска на некоторых направлениях западного фронта перешли в контрнаступление. Наступление на участке фронта ниже по течению Нары от Наро-Фоминска началось 18 декабря, и успех наметился лишь у Каменского, где нанёс удар правый фланг 113-й дивизии. Здесь у деревни Чичково немецкая оборона была хорошо организована и прикрывалась сплошным артиллерийским и миномётным огнём. Прорвать её было очень трудно, и всё же после кровопролитных боёв 1290-й полк занял Чичково.

В то же время 1288-й и 1292-й полки устремились дальше на запад и в результате внезапной атаки в ночь с 24 на 25 декабря захватили село Иклинское.

Вот как вспоминал эту ночь схиархимандрит Амвросий (Иванов):   «В эту ночь была такая канонада, что невозможно описать: смерть витала у нас над головой. Господи, прости! Я, недостойный и грешный, мама моя Наталья Семёновна и раба Божия Евдокия решили причаститься святых Христовых Таин, т.к. со мною были Святые Дары. И ждали мы смерти – вот попадёт снаряд в дом... Но Господь Своею благодатию сохранил нас от напрасный смерти и даровал нам жизнь на покаяние – немцы отступили... Мой дом сгорел от зажигательной бомбы, погибла вся живность – корова, поросёнок, куры – и сгорел весь хлеб, что я заработал в колхозе…»

Взятие Чичково и Иклинского стало первым успехом на левом фланге 33-й армии. Наступление стремительно развивалось: 28 декабря наши войска освободили Балабаново, 4 января – Боровск, 19 января – Верею. Полки 113-й дивизии первыми ворвались в Боровск и Верею 12 .

Возвращение к жизни

Канонада, грохотавшая у стен Никольской церкви в Каменском, ушла на запад, и в разорённое село стали возвращаться жители, в основном, старики, женщины и дети. В Каменском из 360 домов уцелели только 7. Среди пепелища нашли живую лошадь, да остатки разрушенного сельхозинвентаря, из которых удалось собрать жнейку. Жить на родном месте в зимние морозы пришлось в подвалах, погребах, землянках. В марте снег начал таять и стало видно, сколько ещё воинов осталось лежать на поле боя. Летом 1942 г. уродился хороший урожай озимых. Хлеб убрали серпами и косами, и зерно засыпали в церковь. В последующие годы в церкви устроили пункт по приёму молока.

Война продолжалась, но самое трудное осталось позади. Изменилось и отношение властей к Церкви. С первых дней войны патриарший местоблюститель Сергий и другие митрополиты обращались к пастве с патриотическими посланиями. Приходы собрали на нужды фронта большие средства. Видя это, правительство стало открывать приходы. В 1944 г. открыли 200 приходов, Богословский институт и Богословские пастырские курсы в Москве. В 1946 г. в Русской Церкви было уже 10,5 тыс. приходов, а в 1949 г. – 14,5 тыс.

1 марта 1942 г. иеромонах Амвросий (Иванов) был назначен священником в село Спас-Преображенье (Спас-Прогнань) Угодско-Заводского района Калужской области. Здесь и служил о. Амвросий до конца жизни. В его приход входили два десятка сёл и деревень, включая Каменское. Всюду он бывал, служил панихиды на захоронениях воинов, молебны, освящал источники, отпевал, крестил, а к нему в храм отовсюду съезжались верующие.

Схиархимандрит Амвросий (Иванов)

Храм в Каменском, в отличие от Иклинского, выстоял и находился в неплохом состоянии. В нём ещё оставалось много икон, подсвечников, висели паникадила.

В 1950-е гг. на Никольскую церковь обратили внимание историки архитектуры и реставраторы. В 1957 г. специалисты Центральных научно-реставрационных мастерских разработали проект консервации церкви, и в 1958 г. начались «консервационно-восстановительные» работы. Для них представляла интерес только древняя часть церкви, и приделы мч. Уара и Рождества Христова вместе с трапезной и колокольней были разрушены. Но и центральная часть церкви оказалась в катастрофическом состоянии из-за приостановки работ на 3 года. Лишь в 1963 г. аварийное состояние древней церкви было устранено. С севера от церкви, там, где был придел Рождества Христова, проложили новую дорогу. Всё завершилось уничтожением церковного кладбища – надгробные плиты с могил тех, кто жил и трудился на этой земле, защищал Россию, были тайком увезены. Никольской церкви был присвоен статус «памятника архитектуры союзного значения», и она стояла у новой дороги, закрытая и заброшенная.

Никольский храм в 1950-е гг .
 

Никольский храм в 1960-е гг. После реставрации

Теперь уже о. Амвросий не мог совершать службы в Никольской церкви в Каменском. Он приезжал в соседние деревни Романово и Рыжково, служил литию по усопшим, ходил по домам, где пел тропари и окроплял всех святой водой. Этот день для деревенских, особенно для детей, становился праздником. Через всю свою жизнь пронесли те, кто в детстве исповедовался у о. Амвросия, воспоминания о том, как трепетно билось их сердце, как встречали их добрые глаза и приветливая улыбка, ласковые руки, которыми он нежно гладил по голове.

В конце 1950-х гг. начались новые гонения. Строгие ограничения власти наложили и на крещение, в частности, запрещалось крестить людей, приехавших из других областей. Но о. Амвросий крестил всех, кто приезжал к нему из Каменского, Чичково, Рыжково, Романово, хотя они относились к Московской области. В таких непростых условиях закончилась земная жизнь великого труженика на ниве Христовой. Умер схиархимандрит Амвросий в селе Спас-Прогнань 15 октября 1978 г., немного не дожив до 100 лет, и был погребён у стен Преображенского храма.

Возрождение

Шли годы, и снова изменилось отношение власти к Церкви. В 1988 г. Русская Православная Церковь торжественно отпраздновала 1000-летие крещения Руси. Снова начало расти число приходов: с 7 тысяч в 1981 г. до 10 тысяч в 1989 г. В селе Каменское приход был образован в апреле 1999 г. Тогда же митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий назначил настоятелем Никольской церкви священника Александра Ильинова. В пятницу Светлой седмицы, 16 апреля 1999 г., был совершён первый молебен с водоосвящением, и с тех пор начались регулярные богослужения.

Первое время в церкви в Каменском были только мокрые от таявшего льда стены да прогнивший деревянный пол, поэтому богослужения совершались рядом с храмом под открытым небом. Важно было успеть выполнить до осени необходимый минимум восстановительных работ. Многие жители Каменского приходили внести свою лепту в это благое дело. Для тех, кто помогал восстанавливать церковь, это время оставило самые дорогие, незабываемые воспоминания; для них дом Божий стал и их родным домом. Всего за 4 месяца был завершён внутренний и внешний ремонт стен, сделаны двери и окна, сооружены каменный пол с подогревом, солея, установлен каркас иконостаса с временными иконами, проведено электричество и смонтировано освещение, построен церковный киоск, церковь обнесена кирпичной оградой с железной решёткой.

Воскресенье 12 сентября 1999 г. стало праздничным днём в жизни прихода Никольской церкви – состоялась первая Божественная Литургия в восстановленном храме.

В этот день Церковь отмечает память преподобного Александра Свирского и благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского. Конечно же, эти святые вместе со святителем Николаем Чудотворцем и мучеником Уаром являются небесными покровителями церкви в Каменском. Но вместе с ними был и ещё один наш небесный покровитель – священномученик Евстафий Сокольский. На этой Литургии были и его прихожане, которых он крестил и венчал много лет назад.

Панихиды по о. Евстафию стали служить с первых же дней жизни прихода, а он молился о нас. Благодаря его молитвенной помощи возродилась добрая традиция Никольской церкви – обучение детей. Наступил юбилейный год 2000-летия Рождества Христова, и сбылось то, о чём молили Бога прихожане Никольской церкви. 20 августа 2000 г. на юбилейном Архиерейском соборе были прославлены новомученики и исповедники Российские и среди них – священномученик Евстафий (Сокольский)13, а к празднику святителя Николая 19 декабря 2000 г. было завершено строительство притвора церкви.

Летом 2001 г. работы по восстановлению Никольской церкви, в основном, были завершены: закончен иконостас, над входом в церковь установлен мозаичный образ святителя Николая, вокруг храма сделана отмостка. 14 июля 2001 г. архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма, а затем и Божественную Литургию.

В 2001 г. был совершен крестный ход от села Каменского к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, жизнь в которой возродилась тоже в 1999 г., как и в Никольской церкви Каменского. Её основатель, старец Зосима (Верховский), был прославлен в лике преподобного в том же 2000 г., что и священномученик Евстафий. В следующем, 2002 г. решили кроме крестного хода в Зосимову пустынь совершить ещё крестный ход в Преображенский храм села Спас-Прогнань, где служил старец схиархимандрит Амвросий (Иванов). Крестный ход в Спас-Прогнань был совершён и в августе 2003 г.

В эти годы продолжались и строительные работы. По завершению восстановительных работ в Никольской церкви, в 2001 г. началось строительство дома причта. В 2003 г. оно было завершено, и в доме появилось помещение для занятий с библиотекой и аудио- и видеотехникой.

  Священник Александр Ильинов с ветеранами у строящегося храма Св. Евстафия

На митинге 9 мая 2005 г. в память 60-летия Великой Победы ветераны войны из Каменского и Наро-Фоминска, прихожане церкви и жители села выразили пожелание построить храм в память о воинах, положивших душу свою за веру и Отечество, с престолом в честь священномученика Евстафия (Сокольского). По благословению Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, 27 ноября 2005 г., в 625-летие Куликовской битвы и 60-летие Великой Победы, на границе древнего церковного кладбища рядом с захоронением погибших в 1941 г. воинов был заложен храм. Нельзя было медлить со строительством: с каждым годом редеют ряды ветеранов. Уже к весне 2006 г. Евстафьев храм был возведён под крышу. Когда после всенощной службы на Благовещение прихожане вышли из Никольской церкви, они были поражены: над новым храмом ярко сияла через всё небо невиданная доселе тройная (!) радуга – явный знак того, что это дело угодно Богу. 9 мая 2006 г. ветераны войны в первый раз собрались у своего храма, где их чествовали настоятель и прихожане.

Храм Св. Евстафия

В День Святой Троицы, 11 июня 2006 г., были освящены установленные на звоннице Евстафьева храма 6 колоколов, и их радостный звон огласил округу после 70-летнего перерыва. 12 сентября 2006 г. были освящены и установлены на Евстафьевом храме новосооруженные кресты. В день 65-й годовщины битвы под Москвой, 25 декабря, на стенах Евстафьева храма были торжественно открыты мемориальные доски с именами воинов-сельчан, погибших в Великой Отечественной войне.

9 мая и 25 декабря к Евстафьеву храму приходят ветераны, жители села, ученики и учителя школы в Каменском, из Москвы приезжают участники детского движения «Рубежи славы», чтобы возложить цветы на могилу павших воинов и вспомнить об ожесточенных боях, которые проходили здесь в 1941 г. Из разных городов и стран приезжают потомки захороненных здесь воинов. Для всех, кому дорога память о тех героических днях, приход издал книгу с хроникой проходивших здесь боёв. Полностью все работы в Евстафьевом храме были завершены в 2009 г. Первую Божественную Литургию в этом храме совершил настоятель о. Александр Ильинов 8 июня 2009 г., в День Святого Духа.

Вот и наступил 2009 г. – год 700-летия Никольской церкви в Каменском и 10-летия возрождения её прихода. 10 лет – короткий миг по сравнению с семью веками. Но не каждому поколению выпадает радость жить столь насыщенной христианской жизнью, как в первые годы возрождения церкви. И радостно сознавать, что впереди приход ожидает так много дел ещё не законченных и ещё не начатых.

Примечания:

1   Ильин М.А.   Зодчество первой половины XVI в. // История русского искусства. Т. 3. М., 1955. С. 342;  Давид Л.А., Огнев Б.А.   Забытый памятник московского зодчества XV века // Краткие сообщения Института истории материальной культуры АН СССР. Вып. 62. М.-Л., 1956. С 51—55;  Воронин Н.Н.   Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. Т. 2. М., 1962. С. 324; Памятник архитектуры XIV века – церковь свт. Николая в селе Каменском. Научный отчёт об исследованиях памятника и консервационно-восстановительных работах 1958—1963 гг. М., 1963;  Ильин М.А.   Редкий памятник древнерусской архитектурной мысли (храм села Каменского) // История СССР. 1969. № 3. С. 150—155;  Альтшуллер Б.Л . Новые исследования о Никольской церкви села Каменского // Архитектурное наследство. № 20. М., 1972;  Заграевский С.В.   О раннем послемонгольском зодчестве Северо-Восточной Руси. М., 2003.

2   Заграевский С.В.  Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII — первой трети XIV века. М., 2003.

3   Там же.

4   Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV—XVI вв. / Подг. Л.В. Черепнин, отв. ред. С.В. Бахрушин. М.-Л., 1950. С. 7, 9, 15, 17, 34.

5   Маштафаров А.В.   Жалованные грамоты Кремлевского Архангельского собора 1463—1605 года // Русский дипломатарий. Вып. 2. Архивные материалы по истории Москвы. М.,1997. С. 42—47.

6   Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 16 (1613—1614 гг.); Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 10326 (1629—1630 гг.). Другие материалы о церкви: Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 440 (1645—1646 гг.); Ф 235. Оп. 2. Кн. 35. Л. 407 (1653—1654 гг.); Ф. 235. Оп. 2. Кн. 50. Л. 447 (1660—1661 гг.); Ф. 235. Оп.    2. Кн. 56. Л. 540 (1664—1665 гг.); Ф. 235. Оп. 2. Кн. 72. Л. 531 (1665—1666 гг.); Ф. 235. Оп. 2. Кн. 62. Л. 434—435 (1667—1668 гг.); Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 10323 (1677—1678 гг.); Ф. 235. Оп. 2. Кн. 91. Л. 470 (1678 г.); Ф. 235. Оп. 2. Кн. 100. Л. 412 (1681 г.); Ф. 235. Оп. 2.Кн. 171. Л. 248 (1699 г.); Ф. 235. Оп. 2. Кн. 200. Л. 293 (1707 г.); Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 10331. Л. 121—128 (1705 г.); Ф. 237. Оп. 1. Кн. 135. Л. 8 (1723 г.); Ф. 350. Оп. 2. Кн. 411. Лл. 65—70, 78—79 (1726 г.); Ф. 280. Оп. 3. Д.79. Лл. 76—84 (1763 г.); Ф. 280. Оп. 19. Д. 31. Лл. 26—27 (1768 г.).

7   М.И. Кутузов. Сборник документов. Т. 4. М., 1955. С. 15.

8   Юбилейный сборник в память Отечественной войны 1812 г. Вып. 1. Калуга, 1912;  Елисеев В.Ф.   Село Атепцево и его округа. М., 1997.

9   О жизни храма в XIX—начале XX вв. см: Государственный архив Калужской области. Ф. 33. Оп. 3. Д. 27. Л. 6 (1803 г.); Ф. 33. Оп. 1. Д. 3285. Л. 79 (1819 г.); Ф. 33. Оп. 1. Д. 4971. Л. 17—19 (1828 г.); Ф. 33. Оп. 3. Д. 519. Л. 25—30 (1862 г.); Ф. 33. Оп. 3. Д. 1968. Л. 93—96 (1895 г.); Ф. 33. Оп. 3. Д. 2027. Л. 180—186 (1913 г.); Ф. 33. Оп. 5. Д. 25 (1900 г.); Ф. 33. Оп. 2. Д. 1522. Л. 47, 167 (1904 г.).

10   Дамаскин (Орловский), игумен . Жития новомучеников и исповедников Российских XX в. Февраль. Тверь, из-во «Булат», 1992; Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии, Январь-май / Под ред. Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Тверь, 2002.

11   Грачева Н.Б . Преподобный старец Амвросий Балабановский. М., 2006.

12   Мельников В. М., Ильинов Александр, священник . Битва за Москву. Хроника боевых действий на рубеже кирпичный завод – Горчухино – Атепцево – Слизнево – Чичково – Каменское – Клово – Мельниково – Романово – Рыжково; освобождение Боровска и Вереи (октябрь 1941—январь 1942). Никольская церковь в Каменском, 2008.

13   Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя синодальной комиссии по канонизации святых // Московские епархиальные ведомости. № 9. 2000. С. 14; Деяние Архиерейского Собора о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века // Московские епархиальные ведомости». № 9. 2000. С. 27.

Священник Александр Ильинов, настоятель Никольского храма в селе Каменском

 
По теме
You are viewing the image with filename img_6362.jpg - Щёлковское Благочиние 17 июля в Троицком соборе г. Щелково была отслужена торжественная служба в 100-летнюю годовщину мученической кончины святых Царственных страстотерпцев Императора Николая, Императрицы Александры, Царевича Алексия,
18.07.2018
Туристический проект «Экоэлектричка» стартовал в Подмосковье - Правительство Московской области Источник: Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев Одной из основных точек роста экономики Подмосковья в ближайшие годы станет развитие туристической привлекательности региона за счет создания специализированных кластеров.
17.07.2018
 
Щёлковские полицейские приняли участие в богослужении, посвящённом 100-летию гибели царской семьи - Газета Время Божественная литургия прошла в часовне в честь Великомученика цесаревича Алексия Романова, расположенной на территории межмуниципального управления МВД России «Щёлковское», сегодня, 17 июля, сообщает пресс-служба управления.
17.07.2018
Более двухсот человек приняло участие Крестном ходе 17 июля, в день 100-летия убиения царской семьи - Серп и Молот Верующие прошли от часовни в честь царской семьи в Демьянове до недавно открытой часовни в честь царя Николая Второго на Ленинградском шоссе близ музея Чайковского.
17.07.2018
Памятный крест, посвященный погибшим в годы гонений богоборческой власти на церковь, поставили в Пушкинском районе 15 июля - Газета Маяк Памятный крест, посвященный погибшим за веру в советские годы, поставили в деревне Мартьянково городского поселения Ашукино 15 июля,
17.07.2018
 
17 июля – День памяти святых царственных страстотерпцев - Клин Православный В новом выпуске телепередачи «Дорога к храму» журналист Елена Кислова беседует с протоиереем Димитрием Костиным (первым настоятелем Алексеевского храма г. Высоковска), его нынешним настоятелем иереем Иоанном Ореховым, прихожанами.
17.07.2018
Протоиерей Максим Козлов назначен председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви - Духовная академия 14 июля 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос о замещении должности председателя Учебного комитета РПЦ в связи с избранием Собором Эстонской Православной Церкви Москов
17.07.2018
 
Pay for road - Газета Новые Известия Первый зампред синодального отдела по взаимоотношениям Русской православной церкви с обществом и СМИ Александр Щипков заявил, что дорогая в России — это сакральное понятие, она дает человеку ощущение свободы,
17.07.2018
Александр Дудоров передал в дар часовне Преподобного Илии Муромского список с чудотворного образа - икону Пресвятой Богородицы «Всецарица» - Новые рубежи В День Святых Благоверных князей Муромских Петра и Февронии, 8 июля, состоялось праздничное богослужение в Голицынской часовне Святого Преподобного Илии Муромского, небесного покровителя пограничников.
17.07.2018
Торжественное открытие скульптуры преподобного Сергия Радонежского состоится в Кашире на День города 28 июля - Каширский район В субботу, 28 июля праздничные мероприятия, посвященные Дню города Каширы, начнутся с молитвы о Граде, которая пройдет в Никитском монастыре.
17.07.2018
 
18 июля состоится крестный ход воскресных школ Ступинского благочиния в честь преподобного Сергия Радонежского – именно в этот день православная церковь отмечает обретение честных мощей святого.
17.07.2018
 
Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин поздравил с сорокалетием Рустама хазрата Давыдова - ДУММО Председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин поздравил с сорокалетием первого заместителя Председателя Духовного управления мусульман Московской области,
16.07.2018
Кликните для увеличения - Духовная академия 15 июля 2018 года, в рамках выпускного дня в Московской духовной академии, в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры был отслужен молебен преподобному Сергию Радонежскому в благодарность об окончании учебного года.
16.07.2018
Крестный ход воскресных школ Ступинского благочиния пройдёт 18 июля - Ступинская панорама Фото:, Юрий Котов 18 июля состоится крестный ход воскресных школ Ступинского благочиния в честь преподобного Сергия Радонежского – именно в этот день православная церковь отмечает обретение честных мощей святого.
16.07.2018
 
 
Коллектив ДУММО поздравляет Рустама хазрата Давыдова с юбилеем - ДУММО Сегодня, 16 июля, свой юбилей празднует Первый заместитель Председателя Духовного управления мусульман Московской области, руководитель аппарата Духовного управления мусульман Московской области,
16.07.2018
Освящение поклонного креста в деревне Андреевка - Московская Епархия РЦП 14 июля, в день памяти бессребреников Космы и Дамиана, в деревне Андреевка Коломенского района был отслужен молебен и состоялось освящение поклонного креста на месте строительства будущего храма.
16.07.2018
 
День войсковой части города Чехов-3 - Московская Епархия РЦП 12 июля в г. Чехов-3 состоялся день войсковой части №33877. В этот день в храме великомученика Георгия Победоносца при военном городке состоялась Божественная литургия.
16.07.2018
Праздник Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы в Троицком храме с. Шарапово - Шатурский район 15 июля, в день праздника Положения Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в Троицком храме села Шарапово прошло праздничное богослужение перед частицей Ризы Богородицы.
16.07.2018
 
Митрополит Ювеналий освятил закладку Покровского храма в Лыткарине - ИнфоЛюберцы ИнфоЛюберцы – 13 июл . Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий 12 июля принял участие в церемонии освящения закладного камня Покровского храма, сообщает городской сайт ИнфоЛюберцы со ссылкой на inlytkarino.ru.
16.07.2018
 
Дети из летнего лагеря Серафимо-Знаменского скита в Жуковском - Московская Епархия РЦП 10 июля приходы Пантелеимоновского и Преображенского храмов г. Жуковского посетила группа детей из летнего лагеря Серафимо-Знаменского скита во главе с игуменией Иннокентией (Поповой) и диаконом Димитрием Котовым.
16.07.2018
 
 
Апелляция в вышестоящую инстанцию не спасла от наказания преступников. Шесть жителей Таджикистана организовали похищение своего земляка, не расплатившегося с работниками за выполненную работу по строительству забора.
17.07.2018 Красное знамя
16 июля спасатели получили звонок от мужчины, который сообщал, что находится в грязевой яме Реальная ситуация оказалась гораздо банальнее, яму прибывшие на место спасатели так и не нашли.
16.07.2018 Газета Новые Известия
You are viewing the image with filename img_6362.jpg - Щёлковское Благочиние 17 июля в Троицком соборе г. Щелково была отслужена торжественная служба в 100-летнюю годовщину мученической кончины святых Царственных страстотерпцев Императора Николая, Императрицы Александры, Царевича Алексия,
18.07.2018 Щёлковское Благочиние
Туристический проект «Экоэлектричка» стартовал в Подмосковье - Правительство Московской области Источник: Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев Одной из основных точек роста экономики Подмосковья в ближайшие годы станет развитие туристической привлекательности региона за счет создания специализированных кластеров.
17.07.2018 Правительство Московской области
Верующие прошли от часовни в честь царской семьи в Демьянове до недавно открытой часовни в честь царя Николая Второго на Ленинградском шоссе близ музея Чайковского.
17.07.2018 Серп и Молот
В День Святых Благоверных князей Муромских Петра и Февронии, 8 июля, состоялось праздничное богослужение в Голицынской часовне Святого Преподобного Илии Муромского, небесного покровителя пограничников.
17.07.2018 Новые рубежи
Божественная литургия прошла в часовне в честь Великомученика цесаревича Алексия Романова, расположенной на территории межмуниципального управления МВД России «Щёлковское», сегодня, 17 июля, сообщает пресс-служба управления.
17.07.2018 Газета Время
Из одной глины - Истринские ВСети Работы из керамики Дарьи Лозинской прекрасно поселились бы на страницах произведений Толкиена Ее мир полон первозданного волшебства и не имеет границ, он такой же бездонный и глубокий, как вселенная.
17.07.2018 Истринские ВСети
Смотрите также: фоторепортаж с фестиваля «Сердце России»   В четырнадцатый раз деревня Березняки стала центром притяжения для творческих людей, которым небезразлична тема православия и патриотизма.
17.07.2018 Газета Вперёд
На прошлой неделе в Сергиевом Посаде открылись сразу две экспозиции, неуловимо объединённые одной темой — общения.
17.07.2018 Газета Вперёд
В субботу и воскресенье живописные поля в окрестностях села Троицкое «бороздили» наездники из Московского региона и соседних областей – Брянской, Ленинградской, Липецкой.
17.07.2018 Новые рубежи
Спортсмен из Королёва стал трехкратным чемпионом России в метании диска - Администрация г. Королёв Воспитанник спортивной адаптивной школы «Наш мир» в Королеве Юрий Лящук принял участие в чемпионате России по легкой атлетике (спорт слепых) и стал чемпионом России в метании диска.
18.07.2018 Администрация г. Королёв
Алексей Кузнецов – 12-кратный чемпион России в метании копья. Причем побед на главном старте страны, учитывая участие в соревновательной программе толкания ядра и метании диска превысит два десятка.
17.07.2018 Куйбышевец
Один из перекупщиков рассказал, что его прибыль в дни Чемпионата мира по футболу (ЧМ-2018) достигла 20 миллионов рублей, из которых полмиллиона он "заработал" на перепродаже всего одного билета в ложу.
17.07.2018 Газета Новые Известия
С 7 по 13 июля в городском округе Шатура через портал «Добродел» поступило 90 обращений жителей округа - Шатурский район Наиболее популярные темы обращений прошедшей недели: несанкционированные свалки и навалы мусора во дворах и на территории общего пользования, нарушение правил уборки территорий, свалки мусора в лесу,
17.07.2018 Шатурский район
Минэкологии: аисты на севере Подмосковья стали многодетными - Министерство экологии МО В ходе мониторинга редких видов, который проводится по заказу минэкологии, биологи сделали ряд ценных наблюдений, свидетельствующих о том, что нынешний год является благоприятным для подмосковной фауны.
17.07.2018 Министерство экологии МО
Источник: ©, пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова Подготовка жилых домов Королева к отопительному сезону идет в полном соответствии с графиком,
17.07.2018 Правительство Московской области